Письмо Воронежского УФАС России от 21.03.2014 N 01-16/1087 "Рекомендации потребителям коммунальной услуги по газоснабжению"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 21 марта 2014 г. № 01-16/1087

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ
ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ

Воронежское УФАС России является специализированным территориальным органом ФАС России по теме: "Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам".
В рамках указанной специализации в 2013 году в связи с утверждением Правительством РФ Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410) (далее - Правила), содержащих нормы, направленные на искусственную монополизацию рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и, соответственно, на ограничение/устранение конкуренции на указанном рынке, Воронежским УФАС России в адрес Центрального аппарата ФАС России были направлены предложения, касающиеся совершенствования механизмов применения Правил.
В частности, Воронежское УФАС России предлагало исключить из Правил отдельные пункты, которые наделяют только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по трубопроводу, исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору о техническом обслуживании.
Таким образом, нормативным правовым актом Правительства РФ хозяйствующие субъекты, не являющиеся газораспределительными организациями, были лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в связи с чем отдельные положения Правил привели к полной монополизации данного рынка, устранению конкуренции, а также к лишению потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте указанного газового оборудования.
10.12.2013 Решением Верховного суда РФ указанные пункты (2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80) Правил были признаны недействующими в части наделения газораспределительной организации исключительными полномочиями осуществления деятельности по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. При этом в указанном решении позиция Воронежского УФАС России нашла свое отражение и поддержку в полном объеме.
В результате, в том числе при участии Воронежского УФАС России, была пресечена возможность на законодательном уровне монополизации рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
С учетом изложенного в настоящее время потребители коммунальной услуги по газоснабжению вправе заключить договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не только с газораспределительной организацией, к сетям которой присоединены потребители, но и с любой другой организацией, которая в соответствии с действующим законодательством осуществляет аналогичную деятельность. При этом поставщик газа не вправе отказывать потребителю в заключении договора поставки газа лишь на том основании, что у последнего заключен договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не с газораспределительной организацией, к сетям которой присоединен потребитель, а также в опломбировке приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися газораспределительными.

Руководитель управления
В.В.РОХМИСТРОВ


------------------------------------------------------------------