Письмо Воронежского УФАС России от 19.05.2014 N 01-16/2124 "Рекомендации пользователям мобильных устройств"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 19 мая 2014 г. № 01-16/2124

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Воронежское УФАС России, являясь на территории Воронежской области уполномоченным органом по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в целях информирования общественности о вступлении в силу поправок в Закон "О связи", информирует о следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Такое согласие может быть дано абонентом при заполнении анкеты в магазине, банке, автозаправочной станции или иных организациях, после чего рекламораспространитель начинает присылать вам на телефон информацию об акциях, скидках и привлекательных предложениях, за которую оператор уже ответственности не несет.
В последующем отказаться от таких сообщений очень сложно. Поэтому когда заполняете какую-либо анкету для получения скидочной или накопительной карты, лучше всего указывать иные виды связи.
С учетом поправок в Закон "О связи", которые вступили в силу с 1 мая 2014 года, SMS рекламного характера с короткого номера теперь запрещены законом и нарушение данного требования может повлечь за собой штрафные санкции для компаний связи.
Кроме того, поправками определено понятие контентные услуги, согласно которому контентные услуги - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи.
В случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением услуг связи, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете.
Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.
Вместе с тем поправками установлено, что не подлежат оплате иные услуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований федерального законодательства. Операторы связи несут ответственность перед абонентами за нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 44 Федерального закона "О связи", при подключении и предоставлении иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг.

Руководитель управления
В.В.РОХМИСТРОВ


------------------------------------------------------------------