Письмо Воронежского УФАС России от 19.05.2014 N 01-16/2125 "Рекомендация потребителям электрической энергии при заключении с сетевыми организациями договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 19 мая 2014 г. № 01-16/2125

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ С СЕТЕВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОГОВОРА
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ
К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

В связи с поступающими обращениями граждан по вопросу обоснованности включения сетевыми организациями в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям требований об установке прибора учета электрической энергии с определенными характеристиками, а также о месте его установки Воронежское УФАС России информирует потребителей электрической энергии о следующем:
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), которые определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Пунктом 15 этих же правил установлено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
В соответствии с подпунктом в пункта 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях должны быть в том числе указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности).
При этом требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с указанным пунктом, должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (пункт 26 Правил технологического присоединения).
Согласно пункту 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети Интернет без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.
При этом этой же нормой установлено, что согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.
Таким образом, сетевая организация не вправе в технических условиях самостоятельно, без согласования с потребителем, определять характеристики прибора учета электрической энергии, не предусмотренные Основными положениями, место его установки потребителем либо требовать в одностороннем порядке от потребителя согласования с сетевой организацией места установки прибора учета и его характеристик.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (границей балансовой принадлежности объектов электроэнергетики является граница участка заявителя, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию (пункт 16.1 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861)) энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
При определении наличия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики или в ином месте следует учитывать положения главы 1.5 "Учет электроэнергии" Правил устройства электроустановок (шестое издание) (далее - ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003).
Так, в соответствии с пунктом 1.5.27 ПУЭ счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°C. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°C.
Учитывая изложенное, в случае если техническими условиями на технологическое присоединение предусмотрена обязанность заявителя по установке прибора учета электрической энергии, то место его установки определяется заявителем самостоятельно с обязательным соблюдением требований пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и главы 1.5 Правил устройства электроустановок (шестое издание), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003).
При этом в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики заявитель вправе установить прибор учета на внутренней стене дома, максимально приближенной к опоре, от которой осуществляется ответвление кабеля для технологического присоединения.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 142 Основных положений приборы учета электрической энергии класса точности ниже, чем указано в пункте 138 указанного документа, используемые гражданами на дату вступления в силу Основных положений, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.
Следовательно, сетевая организация вправе требовать замены прибора учета электрической энергии и установки его в соответствии с пунктом 144 Основных положений (то есть переноса прибора учета в место, максимально приближенное к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки) лишь в случае, если у указанного прибора учета истек установленный срок его эксплуатации либо он вышел из строя, если это произошло до истечения срока эксплуатации.
Учитывая изложенное, действия сетевой организации по включению в технические условия требования об установке потребителем прибора учета электрической энергии с определенными характеристиками, не предусмотренными Основными положениями, а также установке прибора учета без согласования с потребителем на внешней стене дома либо на опоре за границами участка потребителя являются неправомерными, в связи с чем могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обращаем внимание, что в случае, если сетевая организация обязанность по установке прибора учета принимает на себя (то есть прибор учета будет установлен за счет сетевой организации в зоне ее ответственности (чаще всего на опоре)), нарушение антимонопольного законодательства не будет иметь место, так как в этом случае интересы потребителя не ущемляются.
В связи с изложенным в случае если сетевой организацией в технические условия на технологическое присоединение, выданные конкретному потребителю, включены необоснованные требования об установке прибора учета электрической энергии с дополнительными функциями, не предусмотренными Основными положениями, а также в месте, определенном сетевой организацией в одностороннем порядке, то таким потребителям следует обращаться с соответствующим заявлением в антимонопольный орган для принятия мер реагирования.

Руководитель управления
В.В.РОХМИСТРОВ


------------------------------------------------------------------